По тому, что и как вы говорите, о вас складывается впечатление у окружающих. Грамотная речь и умение контролировать ее ― залог успешного общения.
Умение говорить ― основной критерий, который отличает человека от животного, это ценнейший дар, он помог человечеству добиться всего, что мы видим сейчас. Однако некоторых людей можно слушать часами, не отрываясь, других выслушать до конца просто невозможно, внезапно появляется огромное желание скрыться куда подальше.
В статье мы обратим внимание на важнейшие критерии, которые составляют основу впечатления от нашей речи.
Итак, инструмент общения ― это голос. Ученые-акустики с полной уверенностью утверждают, что на земле нет двух человек с идентичными голосами. Подавляющее большинство людей в разговорах положительно воспринимает низкие мужские голоса, поэтому если мужчина разговаривает размашистым баритоном или зычным басом, как минимум, из-за этого к нему прислушаются. С обладателем писклявого (высокого) голоса такого может не случиться. А у женщин привлекательны довольно высокие, нежные голоса, что ассоциируется с женственностью и мягкостью.
Кстати, широко распространено заблуждение, что голос ― это неизменная величина. Хотя на самом деле его вполне можно менять, правда, не в очень широком диапазоне. Для эксперимента можете попробовать подпевать певцу или певице с голосом, который вам нравится. Подпевайте так, чтобы максимально повторять все голосовые особенности ― и уже через месяц смело пробуйте говорить «голосом того, кого слушали».
Поговорим собственно о речи. Бытует мнение, что женщины любят ушами, а мужчины ― глазами. Однако, будь вы писаной красоткой, но не умеете связать и двух слов, у вашей персоны будет немного поклонников.
А если принимать во внимание именно лексику, что больше всего раздражает людей в разговорах? Слишком широкое использование слов и словосочетаний-паразитов («ну», «в общем», «это», «на самом деле», «как бы» и т.д.). К тому же, мало кому нравятся в речи собеседника длинные неуместные паузы, несвязность речи (несовпадение падежных, временных окончаний, неправильные глагольные формы), и многое другое, обо всём и не напишешь. Великий русский ученый Л. В. Щерба утверждал, что «...безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мерзлой дороге». То же самое относится и к неграмотной несвязной речи.
Подавляющее большинство нормально разговаривает в привычных ситуациях. Но когда ситуация непривычная, мозг не может за короткое время подобрать готовое решение, ответить готовыми фразами и предложениями! Что же делать? Нужно учиться составлять новые фразы, новые предложения и чем быстрей, тем лучше.
А вот для этого уже нужна тренировка. Она может быть как естественной, так и искусственной. Естественная ― когда человеку по роду его деятельности, увлечений, или общения приходится много и часто разговаривать, у него формируется обширный словарный запас, он говорит легко и непринуждённо, таких людей (их не очень много) практически невозможно ввести в речевой ступор. Искусственная ― это когда ты искусственно увеличиваешь время своего общения, конечно, лучше всего с собеседниками, но если их нет, вполне подойдёт, скажем, телевизор. Попытайтесь подражать диктору, говорить такой же речью. Тренировки проводите всегда вслух, иначе эффект будет минимален. В идеале у вас должна сформироваться ровная мелодичная речь с необходимыми смысловыми паузами и заметными эмоциональными изменениями. Причём такая речь должна сопровождать вас везде и всегда, в любой неожиданной ситуации, скажем, знакомство с девушкой (парнем).
Не стоит забывать, что одновременно с обучением «как говорить» вы должны учиться тому, «что говорить». Для тренировки информационной наполненности речи очень хороша игра, которая называется «разговор ни о чём». В эту игру очень часто играют в общежитиях студенты философских, исторических, иногда журналистских факультетов. Она проста и понятна: собирается несколько студентов в одной комнате, устанавливают лимит, ну, скажем, 5 минут. Затем каждый из них выбирает по очереди себе оппонента и оппоненту предлагает предмет, о котором тот должен говорить 5 минут литературным текстом.
Достоверно известно, что карьерного успеха чаще добиваются не те студенты, у которых лучше отметки в дипломе, а те, кто обычно побеждал в этой игре. Это аксиома: умея хорошо говорить, всегда будешь на высоте. Пополнять словарный запас также можно из книг, статей, даже кинофильмов. Старайтесь запоминать яркие обороты, словечки, словоформы ― помните, кроме всего прочего, ваша речь должна быть индивидуальной, яркой, запоминающейся!
А один из самых важных советов — читайте! Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.
Упражнения для совершенствования органов дыхания
Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: «Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее».
Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнесите данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя - не стану есть!
Упражнения для расширения диапазона
Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем «спускайтесь» вниз.
Упражнения для развития силы голоса
Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово, словно гром!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
— Ши, ши, ши!
— Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
— Шо, шо, шо!
Гром грохочет — бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге — ах! —
Затыкает уши.
Работа над тоном речи
Произнесите фразу «Какая у него профессия?» так, чтобы выразить: восхищение, сочувствие, презрение, пренебрежение, вопрос, зависть, вопрос-переспрос, удивление.
Читая ребенку книги перед сном, выбирайте верную, соответствующую ситуации интонацию, используйте выразительные средства голоса.
Кстати говоря, предложенные упражнения и советы полезны и для детей. Замечали когда-нибудь, как малыш сам, слушая чью-то речь, начинает повторять, имитировать те моменты, которые его особенно впечатлили? Воспользуйтесь нашими советами и совместите приятное с полезным: совершенствуйте свою речь и обучайте вашего малыша!
Дзэнская притча
Когда умер Мастер Банкей, один слепец, живший рядом с храмом, рассказывал своему другу:
— Из-за того, что я слеп, я не могу наблюдать за лицом человека, поэтому я сужу о нём по звуку его голоса. Обычно, когда я слышу, как кто-то поздравляет другого с его успехами или счастьем, я слышу также тайный голос зависти. Когда выражается соболезнование о несчастье другого, я слышу удовольствие и удовлетворение, как будто соболезнующий на самом деле доволен, будто в своём собственном мире он остаётся в выигрыше. Однако, несмотря на весь мой опыт, в голосе Банкея я слышал одну только искренность. Когда он выражал счастье, я не слышал в его голосе ничего, кроме счастья; когда он выражал печаль — единственное, что я слышал, была печаль.
Аудиоверсия притчи